Велофара SolarStorm X2 описание и краткий обзор

Велофара Solarstorm x2

Велофара Solarstorm X2 у меня уже несколько лет. Разумеется, не оригинал. Покупал в Китае, на алиэкспресс.

Вот ссылка на одного из продавцов с высоким рейтингом и количеством продаж.

Ну и сразу же, ссылка на TIR-оптику для этой фары. На мой взгляд, впрочем, её установка не является необходимостью.

Фара довольно популярна до сих пор, несмотря на то, что производится давно, и аналогов имеет много. Она многократно всеми описана и доработана, я лишь добавлю свой опыт.

Описание

Фара построена на двух диодах CREE XM-L U2, питается от 8,4В (можно подать на неё и 12В, но в этом случае потребуется небольшая доработка в виде установки более мощного резистора внутри фары).

Диоды мощные (могут потреблять до 10Вт). Рабочее напряжение диодов 2,9 — 3,5 В, в фаре предусмотрена электроника на ШИМ, понижающая напряжение до требуемого уровня.

Есть фары, выполненные в точно таком же корпусе, но построенные на диодах T6. Стоят они чуть дешевле. Диоды T6 отличаются от U2 чуть меньшей светоотдачей (1200 люмен против 1400), и чуть большим углом рассеивания.

На практике разница между T6 и U2, как многие утверждают, незаметна.

Внутреннее устройство фары:

Велофара SolarStorm в разобранном виде
SolarStorm X2

Конструкция довольно примитивная, но в этом отчасти и кроется её эффективность. Видно отсутствие электролитического конденсатора в фильте НЧ помех. Насколько это влияет на эффективность электроники в целом — сказать сложно, осциллографа под рукой нет. Полагаю, что не принципиально. 

Фара SolarStorm X2 Китай, разобранная
Сегодня есть аналоги этой фары с питанием 5В, выполненное в виде стандартного USB разъема. В качестве источника питания для них может быть использован обычный PowerBank достаточной ёмкости и токоотдачи.

Время работы фары

Время работы фары напрямую зависит от ёмкости аккумуляторов и от потребляемой мощности. Суммарная ёмкость моей сборки из четырех 18650 составляет около 4х3500 = 14000 мАч на напряжении 3.7В, или 7000 мАч при их соединении 2s, соответственно.

Измерения емкости аккумуляторов, установленных в бокс 2s2p при помощи IMAX, показало 4700мАч в режиме «разрядка».

Потребляемый ток у моего экземпляра фары следующий:

Максимальная яркость: ток потребления 0.86А, средняя яркость: 0,53А, минимальная яркость: 0,28А.

Визуально я почти не замечаю разницы между этими режимами, и поэтому использую фару всегда на минимальной яркости. Теоретически мне должно хватать её на 4700/280 = 16 часов.

Проверить так, чтобы с секундомером, пока не удалось. Но по наблюдениям, это примерно соответствует действительности. 

По крайней мере, в длительных поездках есть спокойствие, что не останешься в полной темноте вдали от дома.

Достоинства SolarStorm x2

Велофара SolarStorm X2 очень проста в своей конструкции, и относительно надежна. Вообще, достоинства я бы перечислил так:
  1. Цена. Многочисленные клоны этой фары продаются от 500 руб. Да, они все разного качества, но достаточно выбрать продавца с рейтингом и количеством продаж повыше (например, по ссылке в начале этой заметки), и можно получить устройство, которое будет предсказуемо функционировать. Есть за аналогичные и даже чуть меньшие деньги фары на 1 диод, но они всё-таки менее яркие, и как правило светят более узким лучом.
  2. Алюминиевый корпус. Он прочный, он хорошо отводит и рассеивает тепло (особенно при небольшой доработке внутренностей). Для светодиодов это важно с точки зрения их долговечности.
  3. Нет сложной электроники, которая может подвести в самый неподходящий момент. Сегодня в продаже можно встретить более современные фары с датчиками освещения и т.д., но на практике, я считаю, от фары требуется освещать путь, и обеспечивать заметность велосипедиста на дороге.
  4. Малый вес и габариты. На руле (в моем случае на расширителе руля) она сидит плотно, не сбивается на кочках, и не мешает держаться за руль.

Недостатки SolarStorm X2

Опыт эксплуатации показал следующие недостатки.

  1. Как правило, фары комплектуются низкокачественными аккумуляторами. Известны случаи, когда в сборке из четырех аккумуляторов два вообще не были соединены. Сборка на сварку 2s2p не балансируется.
  2. Влагозащищенность. Небольшой дождь фара держит легко. Но, к сожалению, примыкания деталей в ней выполнены так, что хороший ливень может привести к проникновению влаги внутрь корпуса фары, и очень быстрому выходу её из строя.
  3. Не слишком удачная организация теплоотвода в неоригинальных фарах. Диоды установлены достаточно мощные, так что перегреваться и деградировать они будут довольно быстро.
  4. Индикация заряда настроена некорректно. При полностью заряженных аккумуляторах горят три секции индикатора заряда. Но за несколько минут они превращаются в две и одну, после чего фара благополучно работает несколько часов, лишь незначительно теряя яркость. 

Например, я бы рекомендовал вместе с фарой сразу приобрести бокс для аккумуляторов 18650, и собственно проверенные аккумуляторы. Помимо надёжного источника питания, вы получите ещё и относительно влагозащищенный повербанк, который будет всегда под рукой. Саму фару при этом разумнее заказать без штатных аккумуляторов вообще.

Впрочем, если аккумуляторная сборка вместе с фарой всё-таки куплена, то по крайней мере одна ценная деталь в ней есть: контроллер заряда (построенный на 8205A), который можно использовать для того, чтобы сделать свою сборку на нормальных аккумуляторов.

Контроллер заряда сборки аккумуляторов фары SolarStorm

Надо только не забывать, что пайка банок 18650 имеет свои нюансы, и их нельзя пререгревать. Но сейчас на Aliexpress можно купить аккумуляторы и с внешними отводами питания специально под пайку. 

Кроме того, сборку 2s2p надо иногда балансировать, а делать это быстрее и проще с помощью зарядного устройства. Аккумуляторы в зарядку вставляются раздельно, так что неразборный аккумуляторный бокс в этом смысле имеет свои недостатки, разбалансировка последовательно соединенных элементов может накапливаться.

В том числе поэтому, я решил не заморачиваться с пайкой/сваркой, а приобрел внешний бокс с хорошими аккумуляторами. Старые же аккумуляторы из сборки (кстати, они до сих пор имеют ёмкость около 400мАч на банку) я просто иногда беру с собой в качестве запасных.

Улучшить теплоотвод фары можно несколькими способами. Умелые и неленивые люди вытачивают втулки, заливают всё термопастой… Я же думаю, достаточно просто закрепить алюминиевую подложку с диодами по периметру корпуса клеем-термопастой, который сейчас продается в любом радиомагазине. Это дёшево, просто и быстро.

Влагозащиту можно усилить герметиком. Впрочем, я и без всяких герметиков неоднократно использовал её под затяжным дождем, и с ней до сих пор всё ок.

В некоторых обзорах, в качестве недостатка мне встречалось низкое качество фильтра широтно-импульсного модулятора, и описание его устранения заменой дросселя и конденсатора в LC-фильтре на более мощные. В моей фаре электролитический конденсатор для фильтрации НЧ помех так вообще отсутствует. Но это занятие, как по мне, на любителя. Штатной яркости и КПД вполне хватает.

Помех в работе «бортовых радиоустройств» в виде телефона с bluetooth наушниками, нагрудным пульсометром, gps трекингом и проч. я не замечал.

Доработка велофары SolarStorm

В общем, все встречавшиеся мне доработки сводятся к устранению недостатков. И единственной реально полезной, на мой взгляд, является улучшение теплоотвода, и может быть, влагозащиты. Всё остальное вполне можно проигнорировать.

В штатном исполнении, как я обнаружил в результате измерений, при комнатной температуре (25С) корпус фары при минимальной яркости нагревается до 34С, а при максимальной — до 55 градусов Цельсия. То есть, теплоотвод худо-бедно работает даже без доработки.

С теплоотводом я не заморачивался, а просто нанес по периметру подложки несколько капель теплопроводного клея АлСил-5. Не слишком эстетично, зато заняло всего 5 минут.

Доработка фары Solarstorm X2
После нанесения теплопроводного клея температура корпуса повысилась на пару градусов. Но нагревается корпус равномерно. Можно надеяться, что теперь фара прослужит дольше.

Опыт эксплуатации

В городе уличного освещения часто достаточно для перемещения, и фара нужна скорее, чтобы обозначить себя на дороге. Ну и конечно, не влететь в открытый люк, и проч. С этой функцией она справляется и на минимальном уровне яркости.

За городом минимальной яркости мне лично тоже вполне хватает. Паразитной засветки там гораздо меньше, а встречные машины слепят не настолько, чтобы потом не видеть дорогу, освещаемую SolarStormX2. Так что, мощность фары я считаю если не избыточной, то уж достаточной точно.

А вот чтобы не слепить встречных водителей, я направляю её поближе под колесо. Скорость на велосипеде обычно такова, что достаточно видеть перед собой 20-30 метров, чтобы контролировать обстановку.

В общем, устройство до сих пор актуальное, и к покупке его можно порекомендовать. Незначительные недостатки легко устраняются. Да и принципиально нового за последние годы в китайском фаростроении ничего мне пока не попадалось.