Велофара Solarstorm X2 у меня уже несколько лет. Разумеется, не оригинал. Покупал в Китае, на алиэкспресс.
Вот ссылка на одного из продавцов с высоким рейтингом и количеством продаж.
Ну и сразу же, ссылка на TIR-оптику для этой фары. На мой взгляд, впрочем, её установка не является необходимостью.
Фара довольно популярна до сих пор, несмотря на то, что производится давно, и аналогов имеет много. Она многократно всеми описана и доработана, я лишь добавлю свой опыт.
Описание
Фара построена на двух диодах CREE XM-L U2, питается от 8,4В (можно подать на неё и 12В, но в этом случае потребуется небольшая доработка в виде установки более мощного резистора внутри фары).
Диоды мощные (могут потреблять до 10Вт). Рабочее напряжение диодов 2,9 — 3,5 В, в фаре предусмотрена электроника на ШИМ, понижающая напряжение до требуемого уровня.
Есть фары, выполненные в точно таком же корпусе, но построенные на диодах T6. Стоят они чуть дешевле. Диоды T6 отличаются от U2 чуть меньшей светоотдачей (1200 люмен против 1400), и чуть большим углом рассеивания.
На практике разница между T6 и U2, как многие утверждают, незаметна.
Внутреннее устройство фары:


Конструкция довольно примитивная, но в этом отчасти и кроется её эффективность. Видно отсутствие электролитического конденсатора в фильте НЧ помех. Насколько это влияет на эффективность электроники в целом — сказать сложно, осциллографа под рукой нет. Полагаю, что не принципиально.

Время работы фары
Время работы фары напрямую зависит от ёмкости аккумуляторов и от потребляемой мощности. Суммарная ёмкость моей сборки из четырех 18650 составляет около 4х3500 = 14000 мАч на напряжении 3.7В, или 7000 мАч при их соединении 2s, соответственно.
Измерения емкости аккумуляторов, установленных в бокс 2s2p при помощи IMAX, показало 4700мАч в режиме «разрядка».
Потребляемый ток у моего экземпляра фары следующий:
Максимальная яркость: ток потребления 0.86А, средняя яркость: 0,53А, минимальная яркость: 0,28А.
Визуально я почти не замечаю разницы между этими режимами, и поэтому использую фару всегда на минимальной яркости. Теоретически мне должно хватать её на 4700/280 = 16 часов.
Проверить так, чтобы с секундомером, пока не удалось. Но по наблюдениям, это примерно соответствует действительности.
По крайней мере, в длительных поездках есть спокойствие, что не останешься в полной темноте вдали от дома.
Достоинства SolarStorm x2
- Цена. Многочисленные клоны этой фары продаются от 500 руб. Да, они все разного качества, но достаточно выбрать продавца с рейтингом и количеством продаж повыше (например, по ссылке в начале этой заметки), и можно получить устройство, которое будет предсказуемо функционировать. Есть за аналогичные и даже чуть меньшие деньги фары на 1 диод, но они всё-таки менее яркие, и как правило светят более узким лучом.
- Алюминиевый корпус. Он прочный, он хорошо отводит и рассеивает тепло (особенно при небольшой доработке внутренностей). Для светодиодов это важно с точки зрения их долговечности.
- Нет сложной электроники, которая может подвести в самый неподходящий момент. Сегодня в продаже можно встретить более современные фары с датчиками освещения и т.д., но на практике, я считаю, от фары требуется освещать путь, и обеспечивать заметность велосипедиста на дороге.
- Малый вес и габариты. На руле (в моем случае на расширителе руля) она сидит плотно, не сбивается на кочках, и не мешает держаться за руль.
Недостатки SolarStorm X2
Опыт эксплуатации показал следующие недостатки.
- Как правило, фары комплектуются низкокачественными аккумуляторами. Известны случаи, когда в сборке из четырех аккумуляторов два вообще не были соединены. Сборка на сварку 2s2p не балансируется.
- Влагозащищенность. Небольшой дождь фара держит легко. Но, к сожалению, примыкания деталей в ней выполнены так, что хороший ливень может привести к проникновению влаги внутрь корпуса фары, и очень быстрому выходу её из строя.
- Не слишком удачная организация теплоотвода в неоригинальных фарах. Диоды установлены достаточно мощные, так что перегреваться и деградировать они будут довольно быстро.
- Индикация заряда настроена некорректно. При полностью заряженных аккумуляторах горят три секции индикатора заряда. Но за несколько минут они превращаются в две и одну, после чего фара благополучно работает несколько часов, лишь незначительно теряя яркость.
Например, я бы рекомендовал вместе с фарой сразу приобрести бокс для аккумуляторов 18650, и собственно проверенные аккумуляторы. Помимо надёжного источника питания, вы получите ещё и относительно влагозащищенный повербанк, который будет всегда под рукой. Саму фару при этом разумнее заказать без штатных аккумуляторов вообще.
Впрочем, если аккумуляторная сборка вместе с фарой всё-таки куплена, то по крайней мере одна ценная деталь в ней есть: контроллер заряда (построенный на 8205A), который можно использовать для того, чтобы сделать свою сборку на нормальных аккумуляторов.

Надо только не забывать, что пайка банок 18650 имеет свои нюансы, и их нельзя пререгревать. Но сейчас на Aliexpress можно купить аккумуляторы и с внешними отводами питания специально под пайку.
Кроме того, сборку 2s2p надо иногда балансировать, а делать это быстрее и проще с помощью зарядного устройства. Аккумуляторы в зарядку вставляются раздельно, так что неразборный аккумуляторный бокс в этом смысле имеет свои недостатки, разбалансировка последовательно соединенных элементов может накапливаться.
В том числе поэтому, я решил не заморачиваться с пайкой/сваркой, а приобрел внешний бокс с хорошими аккумуляторами. Старые же аккумуляторы из сборки (кстати, они до сих пор имеют ёмкость около 400мАч на банку) я просто иногда беру с собой в качестве запасных.
Улучшить теплоотвод фары можно несколькими способами. Умелые и неленивые люди вытачивают втулки, заливают всё термопастой… Я же думаю, достаточно просто закрепить алюминиевую подложку с диодами по периметру корпуса клеем-термопастой, который сейчас продается в любом радиомагазине. Это дёшево, просто и быстро.
Влагозащиту можно усилить герметиком. Впрочем, я и без всяких герметиков неоднократно использовал её под затяжным дождем, и с ней до сих пор всё ок.
В некоторых обзорах, в качестве недостатка мне встречалось низкое качество фильтра широтно-импульсного модулятора, и описание его устранения заменой дросселя и конденсатора в LC-фильтре на более мощные. В моей фаре электролитический конденсатор для фильтрации НЧ помех так вообще отсутствует. Но это занятие, как по мне, на любителя. Штатной яркости и КПД вполне хватает.
Помех в работе «бортовых радиоустройств» в виде телефона с bluetooth наушниками, нагрудным пульсометром, gps трекингом и проч. я не замечал.
Доработка велофары SolarStorm
В общем, все встречавшиеся мне доработки сводятся к устранению недостатков. И единственной реально полезной, на мой взгляд, является улучшение теплоотвода, и может быть, влагозащиты. Всё остальное вполне можно проигнорировать.
В штатном исполнении, как я обнаружил в результате измерений, при комнатной температуре (25С) корпус фары при минимальной яркости нагревается до 34С, а при максимальной — до 55 градусов Цельсия. То есть, теплоотвод худо-бедно работает даже без доработки.
С теплоотводом я не заморачивался, а просто нанес по периметру подложки несколько капель теплопроводного клея АлСил-5. Не слишком эстетично, зато заняло всего 5 минут.

Опыт эксплуатации
В городе уличного освещения часто достаточно для перемещения, и фара нужна скорее, чтобы обозначить себя на дороге. Ну и конечно, не влететь в открытый люк, и проч. С этой функцией она справляется и на минимальном уровне яркости.
За городом минимальной яркости мне лично тоже вполне хватает. Паразитной засветки там гораздо меньше, а встречные машины слепят не настолько, чтобы потом не видеть дорогу, освещаемую SolarStormX2. Так что, мощность фары я считаю если не избыточной, то уж достаточной точно.
А вот чтобы не слепить встречных водителей, я направляю её поближе под колесо. Скорость на велосипеде обычно такова, что достаточно видеть перед собой 20-30 метров, чтобы контролировать обстановку.
В общем, устройство до сих пор актуальное, и к покупке его можно порекомендовать. Незначительные недостатки легко устраняются. Да и принципиально нового за последние годы в китайском фаростроении ничего мне пока не попадалось.