Седло Brooks B17 Narrow Imperial Black

Седло Brooks B17 Narrow Imperial

Покупка

Седло было куплено на bike-components.de зимой 2019 приблизительно за 4500 руб (без учёта стоимости доставки, но там был сборный заказ). Покупать его за почти 9 000 в рунете неразумно. Хотя, это зависит от того, что для вас 9 000.

Седло приехало в красивой картонной коробке, с постером Brooks, и маленькой порцией Пруфида. Всё это я выбросил, и даже не сфотографировал. 

Седло, конечно, выбрасывать не стал. В настоящий момент оно прошло около 4000 километров, включая суперсерию бреветов этого года, так что первые выводы сделать можно.

Постараюсь быть максимально объективным. Но,так как у всех людей разные, кхм, задницы, я не уверен, что объективность здесь вообще возможна.

Описание

Боюсь обидеть поклонников Brooks, но это всего лишь обычное кожаное седло. Со всеми вытекающими недостатками и преимуществами. 

Если предельно кратко, то:

Плюсы

  1. Комфорт

Минусы

  1. Водобоязнь 
  2. Цена 
  3. Вес

Для меня минусы именно в таком порядке. Снизу у седла имеется регулировочный винт, чтобы выбирать вытягивание кожи по мере эксплуатации. Ключ к винту поставляется с седлом. 

Brooks B17 Narrow Imperial

Внешний вид нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам, кому как. На моём туринге, как по мне, седло выглядит отлично-аутентично. Но на МТБ или на худосочном шоссере оно будет выглядеть немного нелепо.

Brooks B17 Narrow Imperial

Обкатка

Много раз слышал о кожаных Brooks что в них продавливаются ямки в местах контакта седалищных костей с седлом, и оно приобретает форму задницы хозяина. И следовательно, на чужом бруксе вам будет совсем неудобно, а удобно только на своём. По-моему, это фантазии.

Мои наблюдения: да, седло из коробки дубовое, как деревянная табуретка. И да, по мере эксплуатации, кожа седла размягчается. Примерно так же, как разнашиваются новые ботинки. 

Но разнашивается практически равномерно вся опорная поверхность, становясь просто мягче. Никаких «ямок» там нет. Может быть, конечно, у кого-то седалищные кости очень острые, не знаю. У меня обычные.

Brooks B17 Narrow Imperial

По поводу расстояния, которое уходит на «прикатку». Часто пишут про 300-500-1000 км, после которых всё резко меняется. Думаю, этот процесс индивидуальный, и факторов, влияющих на него, несколько.

Первый фактор: влажность и температура. В первую очередь влажность. Смочите его, и вы оно прикатается за пару поездок. Но, при этом велика вероятность седло испортить.

Второй фактор: вес велосипедиста. Очевидно, что у людей весом 90 кг и 50 кг на прикатку потребуется разное время.

Третий фактор: посадка. При более вертикальной посадке (например, на МТБ) воздействие на седло будет намного сильнее, и разносится оно быстрее, чем на шоссейном велосипеде. 

Опыт эксплуатации

Итак, что удалось понять за 4000 километров с Brooks B17 (кстати, всё это время я параллельно катался и на другом велосипеде — 26″ кантрийнике с мягким гелевым седлом, толстыми покрышками, амортизационной вилкой). 

Кантрийник я использую в качестве городского велосипеда, и для поездок на небольшие (до 150 км включительно) расстояния по плохим дорогам и грунтам вокруг города. Пробег на нём в этом сезоне чуть меньше, около 800км, но с ним, в основном, и буду сравнивать.

Седло Brooks B17 Narrow Imperial 1

Первые 300 км я проехал ещё в марте, когда было очень холодно и сухо. Никаких изменений в твердости седла не произошло. Табуретка табуреткой. Впрочем, табуретка удобная и скользкая: ничего не натирало. Proofide на седло был нанесен сразу после покупки.

  • Tallow — Говяжий жир
  • Cod oil — Рыбий жир
  • Vegetable oil — Растительное масло
  • Paraffin wax — Парафин
  • Beeswax — Пчелиный воск
  • Citronella oil — Масло цитронеллы

Затем, седло начало медленно разрабатываться. Становясь чуть мягче с каждой поездкой. Я начал было этому радоваться, но тут, на одном из бреветов 300 км, попал под жуткий ливень. Легкомысленно не закрыв седло хоть какой-то защитой, хотя с собой была например, медицинская бахила из аптеки. Это была большая ошибка.

Brooks резко стал мягким, вытянулся и продавился. Это было жалкое зрелище, я очень жалею, что не сфотографировал его в тот момент. 

Седло стало мягким настолько, что я уже решил, что испортил его окончательно, и осталось его только выбросить. Не уверен что, это не совсем так, но уже после промокания я проехал на нем бреветы 400 и 600 километров, и езжу до сих пор.

После того бревета, вернувшись домой, я ослабил натяжной винт, и оставил седло на велосипеде сохнуть в темном прохладном гараже пару дней. После высыхания, кожа чуть подтянулась, но седло всё равно выглядело продавленным и потерявшим форму.

Затем, уже дома, я намочил седло, чтобы вернуть ему прежнюю форму. На удивление, это почти удалось: кожа впитывала воду как губка, а после стала мягкой и податливой, как пластилин. Зафиксировав форму насколько как смог подручными средствами, после высыхания я подтянул натяжной винт. Всё вроде бы стало как прежде. Вроде бы, но седло стало существенно мягче. Думаю, что с годами это всё равно бы с произошло, но не так быстро.

Brooks B17 narrow Imperial

А теперь главное. То, ради чего покупался Brooks: комфорт. Действительно, он есть. По крайней мере, проехав бревет 600 километров без сна и с кратковременным отдыхом, в отношении седла больших замечаний не было. На меньших дистанциях, разумеется, тоже.

Прокатившись же в середине сезона на упомянутом кантрийнике с гелевым седлом 150 километров (справедливости ради, половина из которых была по грунтам и ужасному асфальту), последние 30 километров ехал почти стоя. Так что, списать весь комфорт Брукса исключительно на привыкаемость не получится.